ПОЛИТИКА корпоративной социальной ответственности АО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод»

Принципом деятельности Корпорации является содействие устойчивому развитию общества. Это обязательство требует поиска равновесия между краткосрочными и долгосрочными интересами, учета экономических, экологических и социальных факторов в принятии решений. Устойчивое развитие и корпоративная социальная ответственность (КСО) являются необходимыми компонентами хозяйственной деятельности и стратегического развития Корпорации. КСО является механизмом реализации корпоративной стратегии по улучшению восприятия компании в обществе и осуществлению ее хозяйственной деятельности в соответствии с принципами устойчивого развития и этическими нормами. Целью корпорации является удовлетворение интересов всех заинтересованных сторон:

Собственника - в области повышения долгосрочной эффективности и устойчивости хозяйственной деятельности, соблюдения их имущественных и информационных прав, участия в управлении;

Государства - в области добросовестного выполнения обязательств по уплате налогов и сборов, партнерства в решении социально значимых задач;

Потребителей - в области реализации товаров, работ, услуг необходимого объема и качества по экономически обоснованной цене;

Работников - в области соблюдения трудовых прав, оплаты труда, обеспечения охраны и безопасности труда, раскрытия их профессионального и личностного потенциала;

Деловых партнеров - в области добросовестного исполнения взятых обязательств и соблюдения принципов деловой этики;

Местного сообщества - в области развития рынка труда, защиты окружающей среды, благоустройства территории, поддержки гражданских инициатив, благотворительности.

Основные направления корпоративной социальной ответственности

Добросовестная деловая практика - направление социальных программ корпорации, которое имеет целью содействовать принятию и распространению добросовестной деловой практики между поставщиками, бизнес-партнерами и клиентами Корпорации.

Природоохранная деятельность и ресурсосбережение - направление социальных программ, которое осуществляется по инициативе Корпорации с целью сокращения вредного воздействия на окружающую среду (программы по экономному потреблению природных ресурсов, повторному использованию и утилизации отходов, предотвращению загрязнения окружающей среды, организации экологически безопасного производственного процесса).

Охрана здоровья и безопасные условия труда - направление социальных программ Корпорации, которые обеспечивают создание и поддержание дополнительных по отношению к законодательно закрепленным нормам охраны здоровья и условий безопасности на рабочих местах (программы по соблюдению техники безопасности, следованию международным нормам охраны труда и прав человека, профилактика профессиональных заболеваний).

Развитие местного общества - направление социальных программ Корпорации, которое осуществляется на добровольной основе и призвано внести вклад в развитие местного общества (взаимодействие с региональными и муниципальными органами государственной власти, общественными организациями).

Развитие персонала - направление социальных программ Корпорации, которое осуществляется с целью привлечения и удержания талантливых сотрудников (обучение и профессиональное развитие, применение мотивационных схем оплаты труда, предоставление сотрудникам социального пакета, создание условий для отдыха и досуга, поддержание внутренних коммуникаций в организации, участие сотрудников в принятии управленческих решений).

Основные принципы социальной политики УВЗ

  1. Достижение экономических результатов
    Корпорация считает, что получение долгосрочной коммерческой выгоды является необходимым условием для достижения целей устойчивого развития предприятия и выполнения социальных обязательств УВЗ. Источником средств для решения социальных задач могут служить только доходы, приносимые результатами экономической деятельности. Доверие со стороны акционеров и инвесторов - одна из ключевых ценностей в деятельности Корпорации. УВЗ стремится к сохранности, защите и приумножению активов акционеров, собственников и инвесторов, а также обеспечивает открытый доступ к информации, ограниченный только рамками закона и условиями конкуренции.
  2. Соблюдение национальных интересов
    Во всех своих действиях корпорация привержена целям развития экономик России и стран, в которых она осуществляет операции. Корпорация не участвует в видах деятельности, которые могут отрицательно сказаться на этих целях, а также оказать негативное влияние на социальную и культурную жизнь населения. Корпорация действует в соответствии с выработанной Правительствами указанных стран внешней и внутренней политикой, её задачами и приоритетами, внося в их достижение свой вклад на международном, государственном и региональном уровнях.
  3. Политика политической нейтральности
    Корпорация безоговорочно поддерживает установленный Конституцией Российской Федерации демократический порядок и избирательную систему и не предоставляет поддержку в какой бы то ни было форме, будь то напрямую или косвенно, политическим партиям, объединениям и кандидатам на государственные посты. Корпорация не предлагает и не передаёт фонды и собственность политическим партиям, объединениям и кандидатам на государственные должности или их представителям.
  4. Добросовестность в конкуренции
    Корпорация борется за поддержание конкурентного и открытого рынка в Российской Федерации и за рубежом и нацелена на сотрудничество с целью прогрессивной и разумной либерализации торговли и инвестиционной политики. Компания продвигает свои продукты, указывая на их реальные достоинства, и не предоставляет недостоверной негативной информации о продукции и услугах конкурентов.
  5. Взаимоотношения с деловыми партнерами
    Корпорация взаимодействует с поставщиками товаров и услуг на принципах взаимной выгоды и уважения, прозрачности и полной ответственности за принятые на себя обязательства. Устанавливает честные и беспристрастные отношения с партнерами, не допускает необоснованных и непредусмотренных законодательством льгот и привилегий, использование которых может негативно сказаться на репутации УВЗ. Корпорация поддерживает и отдает предпочтение отношениям с поставщиками, которые в своей практике уважают принципы социальной ответственности.
  6. Качество продукции и услуг
    Корпорация обязуется поставлять продукцию и услуги только высшего стандарта качества и обеспечивать сервис, соответствующий потребностям потребителей.
  7. Трудоустройство на равных условиях
    Корпорация предоставляет равные возможности всем своим сотрудникам и квалифицированным кандидатам на открывающиеся должности, безотносительно их расы, религии, происхождения, семейного положения, пола, возраста, национальности и инвалидности. Корпорация поддерживает уважительное отношение к своим работникам в полном соответствии с «Коллективными договорами» и трудовым законодательством Российской Федерации.
  8. Здоровье, безопасность и окружающая среда
    Корпорация считает сохранение окружающей среды важнейшей общечеловеческой ценностью. Корпорация борется за создание безопасных и здоровых условий работы и производства, за соответствие всем принятым государственным нормам по охране окружающей среды на территориях, в которых Корпорация проводит свои операции, за предотвращение расточительного использования природных ресурсов и за минимизацию вредоносного влияния деятельности Корпорации на окружающую среду. В цели Корпорации входит сохранение здоровья работников, пропаганда здорового образа жизни, социальная защита работников и бывших работников, всестороннее развитие социальной инфраструктуры.
  9. Поддержка инициатив
    Корпорация обязуется выполнять социальные обязательства не только в соответствии со всеми существующими законами, но и активно способствовать повышению качества жизни в регионах, где корпорация проводит свои операции. Корпорация поддерживает инициативы населения указанных регионов в области здравоохранения, семейного благополучия, профессионального образования. Корпорация поддерживает введение современных технологий корпоративного управления, экспертизы и научной деятельности. Корпорация не рассматривает эту сферу своей деятельности как второстепенную и будет стремиться включить связанные с ней расходы в бизнес-планы. Корпорация поощряет развитие единого учёта своей социальной деятельности с тем, чтобы облегчить социальный аудит своих операций.
  10. Корпоративная солидарность
    Корпорация уделяет большое внимание формированию корпоративной солидарности, чувства приверженности сотрудников к организации. В рамках осуществления программы социального развития Корпорации проводятся корпоративные праздники, культурные и спортивные мероприятия, конкурсы. Развивается молодёжное движение. Указанные меры поддержаны созданием корпоративной пенсионной системы, построенной на принципах солидарного участия работника и Корпорации, реализацией программы дополнительного медицинского страхования, программой сотрудничества с образовательными учреждениями.

Основные преимущества корпоративной социальной ответственности для развития бизнеса Корпорации

Снижаются нефинансовые риски, которые в России существенно выше, чем в развитых странах мира.

Корпорация получает доступ к социально ответственным инвестициям, при распределении которых инвесторы принимают во внимание показатели, характеризующие деятельность компании в социальной сфере, в области защиты окружающей среды и т.д.

Сокращаются операционные расходы, например, за счет увеличения эффективности использования электроэнергии или продажи переработанных материалов.

Улучшаются бренд и репутация, что помогает развивать и открывать новые рынки и направления бизнеса.

Растут продажи, повышается лояльность клиентов. Потребители хотят знать, что продукты произведены с пониманием ответственности по отношению к окружающей среде, а также других социальных аспектов.

Появляется больше возможностей привлекать и удерживать сотрудников. Люди предпочитают работать в компаниях, ценности которых совпадают с их собственными.

Улучшаются взаимоотношения с государственными органами.

Социальные инновации, внедренные в рамках корпоративной социальной ответственности, не только позволяют Корпорации продемонстрировать свою гражданскую позицию, но также становятся важным маркетинговым инструментом, дающим возможность выделиться, развивать новые продукты и направления, создавать эмоциональную связь между брендом и потребителем, способствуя тем самым росту лояльности.

Предложения по порядку организации работы в сфере КСО

На основе изученной практики внедрения принципов КСО как международных, так и крупнейших российских государственных и частных компаний, организация работы для АО «Научно-производственной корпорации «Уралвагонзавод» в данном направлении видится следующая.

  1. Определить систему и объекты социальных инвестиций, которые станут частью бизнес-стратегии Корпорации. Объектами в данном случае понимаются такие сферы как охрана труда и здоровье, спорт, образование, воздействие на окружающую среду (кроме экологических норм - требований производственной деятельности), негосударственное пенсионное обеспечение, содействие многодетным семьям и т.д.
  2. Определить объекты (мероприятия), попадающие под понятие КСО, и обеспечить их оформление в виде внутрикорпоративных документов в соответствии законодательства РФ международных и российских норм (приказы, положения, планы работ и т.д.).
  3. Создать Фонд КСО в качестве одноканальной системы финансирования всех мероприятий, попадающих под понятие КСО. Источником финансирования определить отчисления от объема продаж всех продуктов производственной деятельности Корпорации в размере, утвержденном Советом директоров Корпорации.

Международные нормы, регулирующие КСО:

  • Глобальный договор ООН
  • Всеобщая декларация прав человека ООН
  • Декларация Международной организации труда об основополагающих принципах и правах на производстве
  • Рио-де-Жанейрская декларация ООН по окружающей среде и развитию
  • Конституция РФ
  • Стандарт SA 8000 «Social Accountability - Социальная Отчетность»
  • Стандарт «Guidance on Social Responsibility - Руководство по социальной ответственности» (ISO 26000)
  • Социальная хартия российского бизнеса Российского Союза промышленников и предпринимателей (РСПП)
  • Меморандум о принципах корпоративной социальной ответственности, утвержденный Ассоциацией менеджеров России
  • Кодекс предпринимательской этики Торгово-промышленной палаты РФ (ТПП РФ) «12 принципов ведения дел в России»