27.08.2021
Версия для печати

На PRO//Движение.Экспо рассказали о вкладе Уралвагонзавода в российское вагоностроение

Уралвагонзавод (в составе Концерна УВЗ входит в Госкорпорацию Ростех) на Международном железнодорожном салоне пространства 1520 PRO//Движение.Экспо представляет выставку «УВЗ – 85 лет с РЖД». Она посвящена юбилею нижнетагильского предприятия, который будет отмечаться в октябре этого года, и роли Уралвагонзавода в развитии железнодорожных перевозок в России.

Выставка разместилась в новом крытом вагоне Уралвагонзавода. Увеличенный объем кузова позволил расположить внутри 49 экспонатов из фондов Выставочного комплекса УВЗ и в полной мере отразить огромный вклад предприятия в российское вагоностроение. В экспозиции представлены модели железнодорожной продукции прошлых лет, архивные документы и редкие фотографии, сертификаты и знаки качества Уралвагонзавода. Для гостей выставки работают экскурсоводы.

Экскурсия начинается с эскизного проекта УВЗ 1932 года. В начале XX века отечественная вагоностроительная отрасль находилась в упадке, и строительство нового предприятия было остро необходимо. Первый директор Уралвагонзавода Григорий Павлоцкий сказал: «Мы буквально должны стать заводом, делающим политику в области вагоностроения». 11 октября 1936 года с конвейера УВЗ сошли первые вагоны. До начала Великой Отечественной войны завод выпустил 35400 полувагонов, платформ и крытых вагонов, что в два раза больше, чем выпустили все вагоностроительные предприятия СССР за годы первой и второй пятилеток. 

Уникальными экспонатами являются три альбома чертежей товарных вагонов конца XIX – начала XX веков. Эти редкие издания были перевезены в Нижний Тагил из архива Центрального вагонопроектного бюро после его ликвидации в 1937 году. Функции головного бюро в области грузового вагоностроения были переданы конструкторскому бюро УВЗ (сегодня Уральское конструкторское бюро вагоностроения, в составе Концерна УВЗ входит в Госкорпорацию Ростех). Оно возглавило проводившиеся в 1939-1940 г.г. работы по унификации всего подвижного состава. Факт создания и освоения выпуска унифицированных конструкций считается большим достижением советского вагоностроения.

На выставке представлена фотография участников запуска вагоносборочного конвейера у первого послевоенного вагона. Уже в 1948 году завод произвел 70% вагонов в стране, а во второй половине XX века ежегодно выпускал от 30 до 50% подвижного состава в СССР. В 1979 году с конвейера предприятия сошёл последний вагон с деревянной обшивой кузова. Завод полностью перешел на выпуск цельнометаллических вагонов. В витрине - макет цельнометаллического полувагона 12-532, самого технологичного за всю историю отечественного вагоностроения.

В экспозиции отражена еще одна эра в истории предприятия – космическая, которая началась в 1952 году. Создание цистерн для транспортировки криогенных жидкостей стало важным шагом в развитии ракетостроения и космонавтики в СССР. Посетители выставки могут увидеть чертеж первой в стране криогенной цистерны с подлинными подписями выдающихся конструкторов Дмитрия Лоренцо и Мефодия Веремьева и макет универсальной цистерны модели 15-558 для перевозки жидких кислорода и азота в разрезе.

- Мы показали ведущую роль Уралвагонзавода в развитии железнодорожного транспорта Советского Союза и России, причем поэтапно. В нашем рассказе отталкиваемся от государственных программ развития железнодорожного транспорта, начиная с первой -1931 года. Делаем акцент на особом вкладе УВЗ в переоборудование железнодорожного транспорта СССР со сквозной упряжи на автосцепные устройства. Мы видим, что выставка интересна и специалистам, и посетителям салона PRO//Движение.Экспо. Есть чем увлечь и самых юных гостей. Например, им интересно увидеть, как выглядели чертежные инструменты прошлых лет: на выставке представлены готовальня и логарифмическая линейка конструкторов УВЗ, - говорит директор Выставочного комплекса Уралвагонзавода Алла Пислегина.