28.11.2018
Версия для печати

Уралвагонзавод продвинул первый русский паровоз в Беларусь

Уралвагонзавод, входит в Госкорпорацию «Ростех», передаст Брестскому отделению Белорусской железной дороги чертежи внешнего вида первого российского паровоза нижнетагильских умельцев отца и сына Черепановых. Планируется, что он украсит экспозицию музея железнодорожной техники Брестского отделения БЖД.

С просьбой о помощи в воссоздании паровоза уральских промышленных инженеров Ефима и Мирона Черепановых к генеральному директору корпорации УВЗ Александру Потапову обратилось руководство локомотивного депо Бреста. В письме отмечалось, что информации о чертежах и детальных данных паровоза ХIХ века им найти не удалось. Однако обнаружилось, что Уралвагонзавод ранее изготовил несколько полноразмерных макетов пароходного дилижанса, как в ХIХ веке называли паровоз.

Действительно, на Уралвагонзаводе в разное время было сделано несколько макетов паровоза Черепановых. Конструкторская документация создавалась с нуля, так как историческая не сохранилась. Над чертежами внешнего вида раритета трудились специалисты конструкторского бюро механизации и автоматизации производства. В макетах использовались те же металлы и дерево, что и в оригинале.

 Макеты в натуральную величину первого российского от Уралвагонзавода украшают сразу два нижнетагильских музея - Истории техники Дома Черепановых и Бронетанковой техники УВЗ. Еще одна копия передана в дар городу и стоит у входа в одну из гостиниц. Кроме статичных памятников, в начале двухтысячных на Уралвагонзаводе был создан движущийся макет паровоза тагильских мастеров, который неоднократно становился участником железнодорожных выставок в городе.

 «Главной трудностью при создании чертежной стало то, что Черепановы сделали два варианта паровоза. До наших дней дошли только изображения второго паровоза. Сотрудниками Уралвагонзавода была проведена серьезная изыскательная работа. Мы в основном руководствовались документами Аммоса Черепанова, племянника Ефима Алексеевича. И нам очень приятно, что первый российский паровоз, более чем через 150 лет воссозданный в Нижнем Тагиле, будет стоять в белорусском Бресте», - отметил заместитель главного инженера Уралвагонзавода Евгений Бедрик.

Справка:

Первый паровоз в России был построен Ефимом и Мироном - отцом и сыном - Черепановыми в 1833 году на Выйском заводе, входившем в состав Нижнетагильских заводов. Испытания паровоза начались в августе 1834 года. После испытаний первого паровоза Черепановы стали строить второй паровоз, который был достроен в марте 1835 года. В 1836 г. под руководством уральских инженеров построили чугунную дорогу от Медного рудника до Выйского завода для подвоза руды протяжённостью в 3 версты.

  • Пресс-релиз