Машиностроитель

Выпуск №38 | 08.10.2021
08.10.2021
Версия для печати

Четыре поколения Устюжаниных

Четыре поколения – и почти 700 лет трудового стажа на Уралвагонзаводе. Династия Устюжаниных берет свое начало в 1937 году. Именно тогда на предприятие устроились совсем молодые Никита и Ирина. Он вместе со своей матерью Агафьей Степановной работал в цехе 630. Она была формовщицей в цехе 550. За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны супруги награждены медалями.

Долгие годы Ирина Филимоновна хранила в сердце память о погибших родных. Внукам она рассказывала, как написала младшему брату Ване в армию письмо о том, что умерла их мама, а старший брат Николай пропал без вести на войне. Иван пошел в танковые войска мстить за родных и погиб в 1944-м. Его имя выбито на мемориальной доске на площади Славы. Правнучка Полина вместе с мамой Ириной Владимировной нашла много информации о родственниках в Интернете, с интересом изучала личные дела, награды, справки о рождении и регистрации брака…

– На УВЗ я с 1998 года, – рассказывает смотритель заводского музея Ирина Устюжанина. – Работать интересно: и сама узнаю новое каждый день, и другим открываю историю родного предприятия. В начале 2000-х мы начали собирать информацию о заводских династиях, обзванивали цехи, составляли таблицы. Династии отбирали самые достойные – с трудовым стажем не менее 200 лет. Знала, что на УВЗ работали мои папа и бабушка, и была очень удивлена, что многие мои родственники – механосборщики. Вместе с папой Владимиром Никитовичем в цехе 130 работал диспетчером мой двоюродный дедушка Иван Сергеевич и его жена Маргарита Васильевна, техник-плановик. Сейчас в управлении 70 трудятся мой брат Сергей Устюжанин, начальник участка, и муж Олег Ожиганов, слесарь-электромонтажник.

Владимир Устюжанин более 40 лет отработал в цехе 130. Начинал электриком, после службы в танковых войсках в Германии изменил специальность – стал водителем-испытателем боевых и специальных машин.

– «Тридцатьчетверки» я не застал, начинал на Т-62, потом были «семьдесятдвойки», дошел до Т-90, – вспоминает Владимир Никитович. – Сейчас дорога на полигон хорошая, бетонная, а раньше мы добирались туда почти час, вытаскивая друг друга. Там проезжали 50 км, испытывали стрелковое оружие и возвращались в цех. Жара на улице или холод – для нас разницы не было. Бывало, выезжал зимой из цеха – в закрытом танке тепло, хорошо, открывался я только по возвращении на участке мойки. В документации есть специальный пункт: танк должен испытываться в трудных условиях. Раньше с этим было проще, а сейчас водителям приходится искать сложные участки (улыбается). Танки грязи не боятся! За время работы я застревал три или четыре раза – это всё опыт, умение водить. Еще в детстве у меня были «игрушки» – сувенирные «тридцатьчетверки», которые получили за хорошую работу на УВЗ папа и мама. Мы жили в частном доме на улице Сибирской, и я в огороде управлял этими машинами, как настоящий танкист, пока не поломал… В цехе 130 я не только делал танки, но и ремонтировал электрооборудование, а когда прошла реконструкция, не было такой розетки, которой бы не касалась моя рука. Награжден медалью «За укрепление боевого содружества». По моим стопам пошел сын Сергей: когда он проходил в 130-м практику, я катал его в танке – и сейчас его работа в управлении 70 связана со спецтехникой.

Его супруга Валентина Семеновна приехала в Нижний Тагил из Анапы в гости к брату. Здесь и познакомилась с будущим мужем. Более 40 лет была бухгалтером в отделе 17. Работа ей очень нравилась. И дальше продолжала бы трудиться, но, к сожалению, заболела...

Татьяна Устюжанина с гордостью говорит, что у нее всего одна запись в трудовой книжке: в 1971 году принята инженером-проектировщиком в отдел 75, в 2009-м уволена с Уралвагонзавода. Почти 40 лет занималась реконструкцией цехов и административно-бытовых корпусов, к юбилею предприятия проектировала лестницу в музее истории.

– Мой отец Иван Кондратьевич работал в цехе 100 и каждое утро пешком шел на завод и обратно, – вспоминает Татьяна Ивановна. – С детства я представляла себя заводчанкой. Сначала хотела стать технологом, но потом выучилась по специальности «промышленное и гражданское строительство» и устроилась в отдел 75. Когда вышла замуж и попала в семью Устюжаниных, обратила внимание, что родители мужа иногда общались между собой цифрами и буквами – в те времена танковое производство на УВЗ было засекречено.

Супруги Иван и Татьяна Колобовы вместе трудятся в цехе 883. Он – системный администратор, она – мастер участка линейно-кабельных сетей.

– Было интересно попасть в цех связи. Работаю здесь уже 27 лет, – с гордостью сказала Татьяна Павловна. – Мои электромонтеры всегда начеку: ремонтируют по заявкам кабельные линии и телефоны. В каждой профессии есть свои сложности, но когда вникаешь в процесс и качественно относишься к делу, всё получается. Горжусь, что тоже являюсь членом династии Устюжаниных. Вся наша семья – уралвагонзаводцы. Мой папа Павел Ефтихьевич почти 50 лет проработал в техбюро отдела 12, мама Лидия Никитична 44 года была инженером в цехе 790, брат Александр Соловьев – механик участка в цехе 552, его жена Татьяна – техник-метролог в отделе 34. Наш сын побывал на заводе с экскурсией, посмотрел, где работают его родители. Пока думает над будущей профессией. Если тоже решит стать уралвагонзаводцем, возражать не будем. Династия должна продолжаться.

Марина Карачева