Машиностроитель

Выпуск №35 | 11.09.2020
11.09.2020
Версия для печати

Такая обычная работа – водить танки

Водитель-испытатель Павел Семенов на Уралвагонзаводе уже 43 года. Ему довелось поездить на всех танках, которые сходили с конвейера Уралвагонзавода, включая машины семейства «Армата». Более десяти лет на нем лежит почетная обязанность: Павел Владимирович водит знаменитую «тридцатьчетверку» на парадах Победы в Нижнем Тагиле. В последнее время танк все реже отдыхает на своем почетном месте в музее бронетехники УВЗ: кроме парадов, он участвовал в хоккейном чемпионате «Русская классика», танковых бегах «За Кошкина!» Павел Владимирович рассказал нам, как удается поддерживать танк 1945 года выпуска в рабочем состоянии, и о некоторых особенностях езды на Т-34.

– Павел Владимирович, расскажите, как становятся танкистами.

– Меня призвали в армию в 1974 году. Перед этим я закончил курсы радиотелеграфистов. А попал сначала в команду морской пехоты. Ну в пехоту, так в пехоту. Погрузили в поезд, везут. Доезжаем до станции Сибирцево. Тут – раз и отдают нас танкистам. А там спрашивают: «Кем желаете служить – наводчиком орудия, механиком-водителем?» Я выбрал специальность водителя. Направили в «учебку» на полгода.

– На какой машине начинали служить?

– На СУ-100.

– Тогда они все еще стояли на вооружении?

– Да, СУ-100 и СУ-122. Их выпускали на Уралтрансмаше. Самоходки построены на базе Т-34. Управление – один в один как на танке, только рычаги и кулиса длинней.

– Какие еще машины водили в армии?

– После СУ-100 был танк Т-55, огнеметный, омский. Потом – Т-62 уже тагильского производства.

– Учения, подводное вождение были в армии?

– Обязательно. Я пять раз был «под водой».

– После армии в цех 130?

– Сначала отказали: «Не требуется». Я год отработал в цехе 160. Потом позвали в 130-й.

– С какого танка начинали?

– Когда я пришел, был первый Т-72. Он был не с лазерным прицелом-дальномером, а с оптическим. Первая «семьдесятдвойка» весила 38 тонн, потом пошло: 40, 43, 45, 47, а сейчас – 49 тонн.

– Сколько лет вы на УВЗ?

– В 1977 году пришел.

– Какие машины испытывали?

– Все – от Т-34 до «Арматы».

– Какой машиной трудней всего управлять?

– Принцип одинаковый у всех. Больше всего понравилось на бронетранспортере «Армата» (Т-15). В него очень удобно заходить. Так же легко, как в «Газель». У Т-34 есть такая особенность: танк нельзя останавливать на крутом подъеме, иначе он скатится назад, словно у него нет тормозов. Чтобы машина не скатилась, ее ставят поперек спуска. Все дело в устройстве тормозных лент. У следующей модели, Т-44, такого недостатка уже не было.

– Комфортный ли танк Т-34?

– Я бы не сказал. К примеру, никакого отопителя в танке нет.

– Как на нем воевали зимой наши танкисты?

– У них были «буржуйки». Находили окопчик, ставили машину на него. Внизу у танка десантный люк, мы его называем «драп-люк». Накрывали Т-34 брезентом, затапливали печь – так согревали себя и машину.

– В командировки ездили?

– В Подмосковье, Приморский край. На первом форуме «Армия» был. И в Тагиле был на всех выставках. Хотели послать в Индию, но я отказался – плохо переношу жару.

– Давно ли водите Т-34 на парадах Победы?

– Лет 10-12. До меня на этом танке ездил Олег Домрачев. На самом деле это довольно тяжелая работа. Всю ночь перед парадом не спишь. В 4-5 утра мы уже на Огаркова. Сгружаем машину с платформы, выстраиваемся у драмтеатра. Много желающих посмотреть поближе танк, залезть на него, но их полиция не пускает. После парада на центральном проспекте танк перевозим тралом на Вагонку. Там ждем часа 2-3 и по команде начинаем движение от центрального въезда в ДК имени И. В. Окунева. В параде ветераны участвуют. Раньше пешком ходили, а сейчас их возят на автобусе. Нас сопровождает полиция. С ведущим мы работаем уже несколько лет. Специальным жестом он показывает, где медленней ехать или прибавить газу. Перед каждым парадом мы готовим танк. Машина старенькая. На стартере стоит клеймо – 1945 год. Я знаю ее слабые места, как могу, берегу. Молодым водителям объясняю, как надо на ней ездить.

– Вы более сорока лет работали водителем-испытателем. Что можно сказать об этой профессии с высоты вашего опыта?

– С одной стороны, интересно, с другой – довольно тяжело. Когда ремонт, когда достаешь машину из грязи, тросы таскаешь, никакой романтики нет. Для нас это обычная мужская работа.

Леонид Кононов