Машиностроитель

Выпуск №35 | 11.09.2020
11.09.2020
Версия для печати

Восьмое золото российских танков

В минувшую субботу российская сборная в восьмой раз стала победителем «Танкового биатлона», проходившего в подмосковном Алабино в рамках Армейских международных игр. Эта беспрецедентная победа была бы невозможна без Уралвагонзавода. Специалисты концерна УВЗ подготовили 80 танков Т-72Б3 для 14 команд-участниц.

Лучшие на всех этапах

Мероприятие состояло из нескольких раундов: индивидуальная гонка, полуфинал и финальная эстафета. Шоу впечатляло – не каждый день удается увидеть, как на огромном поле между собой соревнуются боевые машины. Тем более в таких условиях – на площадке сделали рвы с водой, песочные насыпи и другие препятствия.

В этом году в финал прошли четыре команды – из России, Китая, Азербайджана и Беларуси. Он стал еще более зрелищным, чем предыдущие раунды. С удивительной ловкостью команды проходили сложные дистанции, точно стреляли по мишеням и аккуратно обходили препятствия.

Спустя два часа соревнование завершилось: сборная России заняла первое место. Наши ребята, согласно предварительным данным турнирной таблицы, справились с заданием за
1 час 28 минут 53 секунды. Второе место завоевала команда из Китая, третья строчка рейтинга ушла белорусам.

Напомним, что ранее завершился этап «Индивидуальная гонка» «Танкового биатлона». В нем приняли участие 45 экипажей из Беларуси, Сербии, Конго, Азербайджана, Китая, Лаоса и Таджикистана, однако только у команды из России были самая высокая скорость и лучшая техника преодоления дистанции. Наши экипажи отличились точной стрельбой на всех огневых рубежах. Первое и второе места заняли российские танкисты на «семьдесятдвойках». На третьем месте представители Китайской Народной Республики. 

Специалисты УВЗ - «мастера» «Танкового биатлона»

Как и на любом соревновании, проведению предшествовала огромная работа: экипажи усиленно тренировались, а танки проходили тщательную подготовку. Ее секреты открыли специалисты Уралвагонзавода.

В обязанности работников управления сопровождения жизненного цикла выпускаемой продукции (70) Уралвагонзавода входила подготовка машин как для российской, так и для иностранных сборных, ежедневный осмотр танков в ходе турнира, оперативная помощь в поле и консультация экипажей. С июня на полигоне в Алабино работали 25 уралвагонзаводцев. Все – универсальные специалисты, способные осуществить и диагностику, и ремонт танка, а также сесть за рычаги машины. В течение двух месяцев они проводили осмотр танков и проверяли работоспособность всех систем. После диагностики, в зависимости от выявленных недостатков, осуществляли текущий ремонт и восстановление машин: например, меняли двигатели, коробки передач и так далее. Вместе с уралвагонзаводцами подготовкой «семьдесятдвоек» занимались представители других предприятий концерна УВЗ: Завода № 9, ЧТЗ-Уралтрак, Омсктрансмаша, а также заводов-комплектаторов.

На «Танковый биатлон» отбираются самые ответственные и опытные специалисты. Начальник участка управления 70 Уралвагонзавода Алексей Бревнов работает на предприятии с 18 лет. Говорит, что другого пути для себя не видел: на УВЗ работали родители, бабушка, прабабушка, и он продолжил трудовую династию.

– Ответственность, возложенная на нас здесь, в Алабино, огромна. Самая большая сложность нашей работы, если сравнивать, например, с подготовкой техники к Параду Победы, состоит в том, что в «Танковом биатлоне» нагрузки и эксплуатация машин находятся на запредельном уровне. Поэтому нужно сделать всё, чтобы танк выдержал. Залогом этого являются опыт, правильное обслуживание, четкое соблюдение инструкций по эксплуатации, грамотный технический подход и доведение этого подхода до экипажей, – пояснил Алексей.

Только Китай и Беларусь соревновались на своих машинах, 14 команд выступали на «семьдесятдвойках». Для них танки Т-72Б3 также были подготовлены специалистами Уралвагонзавода.

После заездов специалисты управления сопровождения жизненного цикла выпускаемой продукции осматривали технику. Проверялись ходовая часть, моторно-трансмиссионная установка, системы управления огнем, противопожарной безопасности, автомат заряжания. Накануне заезда особое внимание уделялось работоспособности и безотказности систем стабилизатора, всех видов запуска, чистке пушки. Больше всего вопросов у иностранных экипажей вызывала система управления огнем, и уралвагонзаводцы всегда готовы помочь, рассказать, проконсультировать.

– Танки и экипажи показали себя в этом году лучше, чем в прошлом. Стрельба на хорошем уровне что в первом дивизионе, что во втором. Ошибки, конечно, бывают, но это уже человеческий фактор, от них никто не застрахован: где-то нажали не ту кнопку, где-то тумблер не включили... Для исправления таких ошибок у нас работают две ремонтные бригады. Они оперативно выезжают в поле и на месте устраняют причину неполадки. Несмотря на то, что объясняются без переводчика, всё решают, – рассказывает мастер управления 70 Андрей Овчинников.

Для Андрея этот турнир – второй в карьере. На Уралвагонзаводе он работает с 2015 года: пришел сюда после армии, где служил в танковых войсках. На «Танковом биатлоне» Андрей занимался обслуживанием «семьдесятдвоек» для иностранных экипажей. По его словам, эта командировка заняла особое место в его профессиональной деятельности, ведь далеко не каждый сюда попадет.

Наша общая победа

Во время заездов специалисты Уралвагонзавода собирались на импровизированном пит-стопе, где стояли два автомобиля «Тайфун», готовые по первому зову выехать с ремонтной бригадой в поле. Также отсюда было удобно наблюдать на большом экране за ходом гонки. Эмоций на пит-стопе не меньше, чем на трибунах: зрители волновались, хватались за голову, взрывались восторженными аплодисментами. 

– На старте я был спокоен. Волнения начались на стрельбах, ведь от них все зависело! Промахнись – штрафной круг, много времени на этом теряется. Когда в заезде участвует российская сборная, сердце, бывает, ёкает. Повышенное внимание к Китаю, потому что это наш прямой конкурент. За китайской сборной интересно наблюдать! – отмечает Андрей Овчинников.

– Переживал и за нашу сборную, и за иностранные команды, особенно когда у них что-то не получалось. Но болел, конечно, за Россию! Нужно было побеждать! И мы это сделали! – подчеркнул Алексей Бревнов.

Лучшую оценку технике дали танкисты! Каждый год и российские, и иностранные экипажи хвалят танки Т-72Б3 и благодарят уралвагонзаводцев за работу. Этот турнир не исключение.

– Перед соревнованиями чувствовали волнение и большой груз ответственности. Представители завода подготовили технику на достойном уровне. Отработала безотказно. Отличная техника. Машина нравится: мы ее любим, ценим и поэтому показываем высокие результаты, – отметил командир российского экипажа, лейтенант Марсель Хафизов.

В конце «Танкового биатлона» генеральный директор концерна УВЗ Александр Потапов поздравил всех с восьмым золотом и поблагодарил за отличную работу:

– Эта победа наша общая. И техника, и люди выполнили всё. Россия – первая! Это заслуга и танковых экипажей, и техников предприятий УВЗ, которые обслуживали машины, и всех российских болельщиков. Мы в очередной раз увидели, что наши танки самые лучшие, надежные и эффективные!

Екатерина Евлашина