Машиностроитель

Выпуск №26 | 10.07.2020
10.07.2020
Версия для печати

«Город трудовой доблести» Нижний Тагил

Это почетное звание он получил в числе 20 городов-претендентов благодаря славной истории предприятий города, среди которых – Уралвагонзавод. Инициаторами идеи выдвинуть Нижний Тагил на звание «Город трудовой доблести» выступили профсоюзная и молодежная организации Уралвагонзавода и совет ветеранской организации УВЗ.

О том, что именно коллектив Уралвагонзавода должен выйти с инициативой о присвоении Нижнему Тагилу звания «Город трудовой доблести», впервые сказал генеральный директор концерна Александр Потапов. Его поддержал мэр города Владислав Пинаев, отметив, что если с таким предложением выйдет Уралвагонзавод, то это будет огромная поддержка общественным и городским инициативам.

Заявка на присвоение Нижнему Тагилу звания «Город трудовой доблести» была представлена в конце февраля в Выставочном комплексе предприятия. В ней отмечался огромный вклад тружеников Уральского танкового завода № 183 (сегодня Уралвагонзавод) в развитие отечественной промышленности, особый трудовой героизм, обеспечивший бесперебойное производство военной и гражданской продукции в 1941–1945 годах.

– Нижний Тагил, конечно же, ассоциируется с танками Т-34. Пятьдесят процентов было сделано именно там. Кроме этого, броня каждого третьего танка – это тоже Нижний Тагил, – отметила на заседании оргкомитета «Победа» под председательством Президента РФ Владимира Путина заместитель руководителя Исполнительной дирекции Года памяти и славы по научной работе, почетный архивист России Елена Малышева.

В годы Великой Отечественной войны на базе Уралвагонзавода был создан один из крупнейших оборонных комплексов страны – Уральский танковый завод № 183 имени Коминтерна. Сюда были эвакуированы 12 предприятий, и всего за два с половиной месяца налажен выпуск легендарного танка Т-34. В целом за годы войны Красная армия получила более 25 тысяч тагильских танков – это больше, чем выпустили все вместе взятые заводы Центральной Европы, оснащавшие техникой армию фашистской Германии. Каждая вторая тридцатьчетверка была родом из Нижнего Тагила.

Кроме того, на УТЗ было выпущено 3882 бронекорпуса самолетов-штурмовиков ИЛ-2, 2 268 236 корпусов авиабомб, 442 446 комплектов снарядов М-13 и направляющих для самоходных реактивных установок залпового огня («катюш»), 63 тысячи артпередков для пушек и гаубиц.

На Уральском танковом заводе зарождались и подхватывались многие патриотические инициативы. В 1942 году здесь началось Всесоюзное движение рабочих-тысячников с рекорда фрезеровщика авиационного завода Дмитрия Босого, сумевшего выполнить двухмесячное задание за четыре дня. Это движение поддержали сотни танкостроителей – к концу войны количество рабочих-ударников составляло 84% от общего числа рабочих. Широко в стране были известны трудовые рекорды фронтовых комсомольско-молодежных бригад Уральского танкового завода. К началу 1943 года их было 58, а к концу 1945-го – более тысячи, из них 15 имели звание гвардейских.

Работники УТЗ сыграли особую роль в формировании Уральского добровольческого танкового корпуса, созданного по инициативе жителей трех уральских областей весной 1943 года. Из 202 танков, необходимых для обеспечения корпуса, 145 были тагильскими. Кроме того, на УТЗ было собрано семь сверхплановых эшелонов, сделанных на средства жителей Нижнего Тагила.

По материалам пресс-службы УВЗ