Машиностроитель

Выпуск №1 | 10.01.2020
10.01.2020
Версия для печати

Инженерия – коллективная работа

Предприятия Госкорпорации «Ростех» увеличивают выпуск гражданской продукции. Уралвагонзавод, традиционно производящий военную технику, – лидер по выпуску и железнодорожных изделий, которые сейчас составляют более 40% от общего числа продукции. На рынке наблюдается спрос не на серийные грузовые полувагоны, а на специальные вагоны малых серий. О новых разработках, планах и перспективах мы поговорили с заместителем технологического института по вагоносборочному производству Александром Волковым.

– Александр Вадимович, насколько в настоящее время загружен вагоносборочный конвейер УВЗ?

– Уралвагонзавод традиционно выпускает грузовые полувагоны. Несколько лет назад конвейер работал только на одну модель – 12-132, а сейчас мы производим одновременно и 12-132, и модифицированную 12-196, а также небольшие партии вагонов: зерновозов, окатышевозов и другие. Спрос на серию падает, но модельный ряд расширился. Ежегодно Уральское конструкторское бюро вагоностроения разрабатывает несколько новых видов изделий подвижного состава, а мы отрабатываем технологию и производим эту продукцию. На ВСК продолжается выпуск серийных вагонов, так как мощности подготовлены исключительно для кузовных изделий, а спецвагоны мы выпускаем на площадях цеха 135.

– Расскажите о новых разработках. Спрос рождает предложение?

– Безусловно, руководители нашей корпорации тщательно изучают рынок сбыта, и мы сейчас производим только то, на что есть спрос. Так, один из крупных проектов этого года – выпуск новой универсальной контрейлерной платформы модели 12-52/05. Ее особенности – заниженный уровень пола для перевозки по железнодорожным магистралям автомобилей до 19 метров высотой, применение съемных фитинговых упоров для контейнеров, а также возможность транспортировать гусеничную технику. Два изделия уже прошли приемочные испытания и находятся в пробной эксплуатации. Есть и другие проекты, которые мы реализуем согласно заказам.

– УКБВ – разработчик. Какие задачи стоят перед инженерами технологического института?

– Конструкторская документация – это, условно говоря, листы бумаги. Для того чтобы изделие воплотилось в жизнь, необходимо продумать, как, чем и на чём это сделать. Инженеры-технологи пишут как технологию изготовления, так и технологию контроля, испытания и сдачи. Чтобы сделать изделие, также нужно и оснащение производства: различные сборочные или сварочные стенды и прочая оснастка. Это тоже наша задача. Изготовление первых опытных изделий идет под руководством технологов, и все контрольные операции осуществляются совместно с БТК.

– Под каждую модель свое оснащение?

– Что касается кузовных вагонов, то мы можем переналаживать сборочные стенды на конвейере с выпуска одной модели на другую. С вагонами малых серий пока дела обстоят по-другому. Но мы не стоим на месте. Проекты по переоснащению производственных мощностей уже готовы. Нужны универсальные переналаживаемые стенды и гибкие производственные линии. Конечно, это не завтрашний день, но, я уверен, без технического вооружения придется сложно.

– Задачи серьезные. Сколько в штате инженеров-вагоносборщиков?

– Коллектив небольшой – около 80 специалистов работает на вагоносборочном производстве – в каждом цехе ВСП. Из-за демографической ямы 1990-х наблюдается очень малое количество инженеров-машиностроителей, выпускаемых НТИ (ф) УрФУ. Притока специалистов практически нет, еще наших опытных инженеров забирают на руководящие должности в другие отделы. Возможность карьерного роста всегда была большая. Так, мои заместители – начальники отделов Алексей Бровкин и Павел Пысин – также выросли из рядовых инженеров. Мы ценим каждого специалиста, особенно опытные кадры. К примеру, ведущий инженер-технолог Василий Клещевников несколько десятков лет передает свой опыт. Я также обращаюсь к нему за советами. Инженерия – коллективная творческая работа.

  Екатерина Евлашина