Машиностроитель

Выпуск №1 | 10.01.2020
10.01.2020
Версия для печати

Педагогическое мастерство производственника

На Уралвагонзаводе – одна из лучших в России систем наставничества. Благодаря этому движению ежегодно сотни заводчан успешно адаптируются на производстве и повышают квалификацию. Многолетней традицией системы наставничества является общезаводской конкурс на звание «Лучший наставник молодежи». В этом году победителем конкурса стал сменный мастер обрубного участка цеха 555 Гурам Лазашвили, второе место занял оператор станков с программным управлением цеха 140 Валерий Тютрин, третье место разделили начальник бюро института «Тагилтрансмашпроект» Елена Самарская и ведущий специалист по документации отдела 47 Юлия Игнатьева. Грамоты лучшим наставникам вручил исполнительный директор УВЗ Владимир Рощупкин.

Металлургический стаж Гурама Лазашвили – 12 лет. В цехе 555 он прошел все участки, кроме термообработки. Обучил более 30 человек профессиям наждачника, обрубщика, чистильщика металла. Учит также безопасным приемам работы с оборудованием сварщиков и газорезчиков.

– По образованию я сварщик-техник, – рассказывает он. – После окончания Нижнетагильского машиностроительного техникума устроился в цех 330 слесарем по сборке конструкций. Поскольку за плечами было техническое образование, учить меня было особо не надо, я сам пошел в техбюро, прочитал техпроцесс, мне показали, как собирать раму, и через несколько дней я уже самостоятельно приступил к работе.

В 2007 году наш герой перешел в цех 555 на должность сменного мастера. Работал также старшим мастером, исполняющим обязанности начальника участка. Практически сразу стал наставником. Своих учеников он первым делом знакомит с рабочим местом, оборудованием, техпроцессами и документацией. Учит читать чертежи и безопасно перемещаться по цеху, знакомит с правилами охраны труда и внутреннего трудового распорядка.

– К каждому новичку прикрепляют как опытного рабочего по профессии, так и ответственного мастера, который ведет всю документацию и возглавляет процесс обучения, – поясняет Гурам Омарович. – Моя задача – составить программу, обучить по ней рабочего и заполнить документацию. Всё согласно букве техпроцесса. В числе моих учеников – газорезчик Алексей Старусев, чистильщик металла Андрей Головнов, обрубщики, ныне мастера Николай Чеканов, Сергей Яблонский, Артемий Шаль. Многие перешли по профессии в другие литейные цехи.

Участок спецлитья, где сегодня работает Гурам Лазашвили, – специфический. Здесь каждый рабочий владеет несколькими профессиями. Сам подрубил деталь, сам заварил дефекты литья, сам обнаждачил – это возможность ускорить процесс обработки и хорошо заработать. Коллектив мужской, все сдельщики, привыкли работать на результат. Новичков участка Гурам Омарович наставляет не только профессионально, но и психологически.

– Для любого человека, пусть даже с двумя высшими образованиями, необходима адаптация на производстве и в рабочем коллективе, – уверен наш собеседник. – А вообще с двух слов можно определить, сработается человек или нет. Особо психологом быть не надо. Меня так же учили: человек своим поведением и поступками показывает свой характер.

В этом году к корпоративной системе наставничества были привлечены не только опытные профессионалы, но и молодые сотрудники. Благодарственные письма получили инженер-конструктор института «Тагилтрансмашпроект» Анастасия Ощепкова и сменный мастер участка цеха 320 Евгений Забанных.

Марина Карачева