Машиностроитель

Выпуск №34 | 06.09.2019
06.09.2019
Версия для печати

Заводская биография: от трамваев к танкам

Вагоновожатый, инструктор по спорту, комсомольский лидер, самодеятельный артист, депутат районного Совета народных депутатов, испытатель танков… Его жизнь на Уралвагонзаводе была и есть необыкновенно яркая, насыщенная крутыми поворотами, пропахшая дизелем и порохом. Начальник смены сборочного цеха Юрий Гутан написал для «Машиностроителя» свои воспоминания.

«Вся моя биография, как и всей моей семьи, связана с заводом. Первые танки в начале войны начали собирать практически под открытым небом, одновременно возводя стены и крыши корпусов. На берегу Тагильского пруда, в районе Ключиков, запустили завод, который поставлял кирпич и шлакоблоки для строительства цехов завода. Директором был назначен мой отец – Иосиф Ануфриевич Гутан. Сюда же, на кирпичный, приехала из эвакуации его будущая жена Мария. Здесь мои родители и познакомились. Мама – удивительной красоты и энергии женщина, всю жизнь проработала на заводе. Привела меня в ремонтно-механический цех, где я стал монтажником подкрановых путей. Однажды, ремонтируя рельсы в литейном цехе, встретил свою Любовь. Жена Люба трудилась крановщиком на разливке стали, награждена орденом Трудовой Славы.

В 1975 году я поехал отдыхать в тогда еще советскую Латвию. И что меня удивило – все водители трамваев в Риге – мужчины. Почему-то перевозку людей в общественном транспорте женщинам в Латвии не доверяли. Вернувшись в Тагил, я пришел в трамвайный парк нашего завода учеником водителя трамвая, где мужчин-вагоновожатых было всего двое и три сотни водителей-женщин. Что такое трамвайный парк Уралвагонзавода 1977 года? Старое деревянное депо, где в смотровых ямах работали ремонтники по колено в воде. Небо, переплетенное троллеями, как паутиной, и ни одного деревца, ни одной травинки. С разрешения начальника парка А.И. Садовника пять членов комсомольского бюро взяли грузовик и поехали в тайгу, где успешно и заблудились. Через неделю вернулись усталые, голодные и привезли 150 саженцев. Состоялся грандиозный субботник: на посадку деревьев вышли все от мала до велика и засадили территорию березами, осинами, лиственницами. Сегодня, когда подхожу к диспетчерской уже не нашего трамвайного парка, меня встречают две мои огромные, раскидистые березы.

– Здравствуйте, родные, – улыбаюсь я.

– Привет, – шуршат в ответ листья.

Надо заметить, что работа вагоновожатого довольно сложная: скользящий график, у кого-то смена начинается в 4:00, у кого-то – в 6:20, кто-то заканчивает смену в 3:00. Но коллектив был дружный и сплоченный. Все вместе выходили на субботники по строительству и благоустройству путей будущего десятого маршрута.

20 февраля 1978 года в 16:00 к Дзержинскому исполкому подошел трамвай, на котором красовался лозунг: «Спасибо строителям за труд! В добрый путь, 10-й маршрут!». В этот день состоялся митинг по случаю открытия на Вагонке постоянного трамвайного движения.

 – Сегодня, – сказал я на митинге, – настоящий праздник для жителей нашего района. Этого события давно ждали и работники завода, и студенты, и школьники, и пенсионеры – по Вагонке наконец-то пошел трамвай!

Первые пассажиры заполнили вагон, и он под звуки марша покатил по новому маршруту. По улицам района пошли новые трамвайные составы, и на борту многих из них гордо красовалась надпись «Комсомольско-молодежный экипаж».

Шли годы, я был молод, энергичен, водил трамвай, был инструктором по спорту и блистал на сцене ДК имени И.В. Окунева, был депутатом районного Совета народных депутатов. В районе шептали, что не только железнодорожные составы выпускает наш завод, но и…

Я увидел воочию, что там выпускают, когда в 1980 году оказался на сборочном участке крупнейшего в мире занесенного в Книгу рекордов Гиннесса танкового конвейера. Тогда я и не предполагал, что это – на всю жизнь, что цех 130 станет моим домом, моей семьей, моей судьбой.

Сборка специзделий требует высокой квалификации, дисциплины и глубоких технических знаний. Пришлось поступить на заочное отделение в институт. Без отрыва от производства и воспитания сыновей получил образование. Вскоре я перешел со сборки на участок пробеговых испытаний техники, где проработал четверть века. Начинал как испытатель вооружения, затем – мастер, начальник участка, исполняющий обязанности заместителя начальника цеха и сейчас – начальник смены.

Неоднократно участвовал в выставках вооружения и военной техники в Нижнем Тагиле и Москве. За годы работы побывал в войсковых частях практически во всех социалистических республиках бывшего СССР и представлял нашу технику за рубежом. Уже давно не испытываю технику, но мою профессию подхватил сын Александр. Он – мастер на участке, где когда-то работал я».