Машиностроитель

Выпуск №2 | 19.01.2018
19.01.2018
Версия для печати

Время первых

Один из самых молодых цехов Уралвагонзавода – 360-й – в этом году отмечает 25-летний юбилей. Он был запущен в непростое как для тагильского предприятия, так и для всей страны время и с честью выдержал все испытания.

В начале 1990-х в рамках конверсии производства на УВЗ начался переход от военной тематики к гражданской, появились заказы на цистерны, и было принято решение наладить их изготовление в пятом пролете вагоносборочного корпуса. Зимой 1993 года был пущен в эксплуатацию цех 360 – первый на предприятии по сборке вагонов-цистерн для железных дорог. Новое подразделение возглавил Валентин Целоусов.

Ведущий инженер-технолог Николай Муганцев пришел в 360-й через полгода после его запуска.

– Тогда уже был смонтирован конвейер, с которого выходили первые цистерны с маркой «УВЗ», – рассказывает Николай Петрович. – Мы работали по 12 часов, иногда без выходных. Это было связано с освоением новой продукции и отладкой работы цеха. Постоянно возникали технические вопросы, приходилось их оперативно решать.

Знаковыми для цеха 360 и УВЗ в целом стали монтаж и запуск автоматической линии по сборке цистерн. Первый сварной котел, изготовленный на этом оборудовании, был получен в 1995 году.

– Это было грандиозным событием, – вспоминает менеджер по персоналу Наталья Семячкова. – Линия стала первым в новой России импортным оборудованием на Уралвагонзаводе. Наших людей обучали иностранные специалисты, рабочих заменили робот и сварочный трактор. 360-й считался элитным, сюда было непросто попасть.

В 2002 году цех 360 был объединен с 760-м. Поначалу было тяжело. У механосборщиков, которые привыкли выпускать спецпродукцию, было отличное от вагонников мировоззрение. В 360-м трудилась в основном молодежь. 28-летний начальник цеха Олег Сапко в то время был самым молодым руководителем на УВЗ. Со временем пришло взаимопонимание, укоренилась взаимовыручка, а сплав опыта и молодости дал уникальный коллектив, который гордится своим родным цехом и выпускает вагонную продукцию высокого качества.

Сегодня цех 360 изготавливает торцевую стену для полувагона модели 12-196-02, рамы для цистерны модели 13-149, опоры для платформ вагонов-цистерн, концевую балку различных модификаций и многое другое. Также здесь проводятся доработка вагонов-хопперов для перевозки окатышей, окраска запчастей для подвижного состава, мехобработка деталей и литейных заготовок для цехов вагоносборочного производства.

Недавно в цех поступило новое сварочное оборудование, которое позволяет автоматически задавать и очень точно настраивать различные режимы сварки.

– Инверторные сварочные аппараты способны сваривать практически любой металл, – поясняет старший мастер службы наладки Георгий Ефимов. – Новое оборудование удобно в работе: сварщик может заложить туда до 100 режимов и потом выбрать необходимый. Принцип работы на нем привычный, просто немного другие настройки. Молодежь схватывала все на лету, а вот среди людей среднего возраста аппараты приживались тяжело. Но когда сварщикам рассказали и показали, как задавать алгоритм и настраивать режимы, они с удивлением констатировали: «Надо же, сварочный аппарат умнее человека!» – и отнеслись к новому оборудованию уже с бóльшим доверием. Сейчас их от сварочных аппаратов не оторвешь. Довольны и контролеры – сегодня значительно повысилось качество продукции, выпускаемой цехом 360, и снизилось число замечаний к сварному шву.