Машиностроитель

Выпуск №1 | 12.01.2018
12.01.2018
Версия для печати

Мобильный контроль

Как быстро и точно измерить детали крупногабаритных узлов гражданской и спецтехники? Эту задачу давно решили на Уралвагонзаводе. Переносные координатно-измерительные машины (КИМ) портативного типа отдела измерительных систем метрологической службы (34) позволяют проводить необходимые измерения, не убирая детали с конвейера или линий механической обработки. Пример использования такого современного оборудования заводские журналисты увидели в цехе вагонных тележек (380).

Место под подшипник на балке тележки полувагона модели 12-196-02 имеет форму конуса. Универсальными средствами измерений сложно проверить все технические параметры и требования к данному отверстию. Если необходимы авторский надзор или отладка технологии, на помощь вагоносборщикам выезжают специалисты отдела измерительных систем метрологической службы с портативной координатно-измерительной машиной.

– И по массе, и по габаритам вагонную тележку не поместить ни в какую измерительную машину, поэтому применение мобильного оборудования метрологической службы при измерении ответственного отверстия под подшипниковый узел – это быстрое и точное решение проблемы контроля, – отметил начальник участка сборки тележек цеха 380 Алексей Паньшин.

Инженеры по метрологии приезжают в подразделение, устанавливают на деталь или узел портативную КИМ, подключают ее к ноутбуку и уже через несколько минут на экране видят 3D-модель измеряемых поверхностей и их параметры.

– Благодаря высокочувствительным датчикам КИМ отслеживает координаты щупа в пространстве и переносит физическую модель геометрии в трехмерную программную систему, – рассказал начальник сектора КИМ Павел Феллер. – Это могут быть плоскость, цилиндр, тор – практически любая конфигурация детали создается из таких геометрических виртуальных элементов. К примеру, предел сферы измерений для данного оборудования – до четырех метров, при этом погрешность измерения составляет от 15 до 91 микрона в зависимости от модели КИМ. Единственное, что не способны измерить эти машины, – шероховатость поверхности.

– Практически все новые детали и узлы, которые не оснащены средствами контроля и их невозможно измерить на стационарных КИМ или универсальными инструментами, измеряются данными переносными машинами, – дополнил коллегу начальник бюро линейно-угловых измерений метрологической службы Иван Басанов. – Во многих случаях привезти на место мобильную КИМ дешевле и целесообразней, чем изготовить крупногабаритную и тяжелую специальную контрольную оснастку.

В отделе измерительных систем метрологической службы – семь единиц переносных портативных КИМ, кроме того, три машины закреплены за цехами механосборочного производства на определенных позициях. Эксплуатировать данное оборудование в настоящее время могут только пять специалистов Уралвагонзавода. На подготовку каждого из них потребовалось несколько лет.

– В нашем городе не обучают работе на подобном оборудовании, поэтому кадры готовим сами – в отделе измерительных систем, – пояснил Павел Александрович. – Самая близкая к нам специальность – инженер по метрологии. Однако и этих знаний для квалифицированной работы на КИМ не достаточно. Нужно разбираться в специализированом программном обеспечении, а также в особенностях сборки и механической обработки деталей и узлов. Считаю, что каждый специалист нашего отдела уникален. Их опыт и знания позволяют им быть всегда востребованными.

Екатерина Евлашина