Машиностроитель

Выпуск №31 | 11.08.2017
11.08.2017
Версия для печати

Хранитель истории завода и города

Город, в котором ты родился, – это малая родина. А Родину  любят! Директор Выставочного комплекса Уралвагонзавода Алла Пислегина несколько десятков лет бережно хранит и преумножает историю не только нашего предприятия, района, но и всего города. В этом году она удостоена знака отличия «За заслуги перед городом Нижний Тагил».

От музыки – до исторического факультета

Алла Владимировна скромно отмечает, что это не только ее награда, но и всего коллектива Выставочного комплекса и предприятия в целом. Если бы не было поддержки Уралвагонзавода, то не было бы и музеев истории, бронетанковой техники и выставки вагонной продукции нашего предприятия.

Алла Пислегина родилась и выросла в Нижнем Тагиле, в Дзержинском районе. Окончила школу № 86 и планировала поступать в музыкальное училище, но учителя разглядели в девушке любовь к истории и посоветовали ей поступить на исторический факультет Уральского государственного университета. Никто тогда и предположить не мог, что это решение станет определяющим для ее дальнейшего трудового пути. В 1976 году она пришла работать на Уралвагонзавод в цех 446 кладовщиком чертежей. И она, до этого далекая от промышленного производства, полюбила заводской мир.

– Работа в архиве многое мне дала, – вспоминает наша героиня. – Именно там, в инструментальном производстве, я увидела, кто такие инженеры. Там работали выдающиеся технические специалисты, которые были способны решить самые сложные задачи. А мастера на участках пользовались большим авторитетом у коллег. Выросшие из рабочих, они знали инструментальное производство до мелочей. Меня научили читать чертежи, познакомили с производством и предприятием. Завод богат на талантливых, интересных людей, и не увлечься всем этим было просто невозможно. Мне хотелось запечатлеть, сохранить эту информацию. У Державина есть символичные строки: «Река времен в своем стремленьи уносит все дела людей...» Для меня было важно, чтобы имена и фамилии героев Уралвагонзавода не были забыты.  

Для завода и трудового коллектива

От кладовщика чертежей до директора Выставочного комплекса путь был долгий и сложный. Да и не было бы Выставочного комплекса, если бы не упорство и безграничная преданность делу Аллы Пислегиной и ее коллектива, а также помощь многих подразделений Уралвагонзавода.

– Если говорить о заводской культуре, то здесь работают удивительные люди. Они трепетно относятся к истории своих цехов и служб, из поколения в поколение сохраняют сведения об изобретениях или раритетных технологиях, – продолжила Алла Владимировна. – В настоящее время коллекции музея постоянно пополняются новыми экспонатами, в том числе образцами бронетанковой и вагонной техники. Заводские музейные архивы хранят около 50 тысяч экспонатов. Среди наиболее ценных – первый в мире автомат сварки танковой брони под слоем флюса (1942 год), пульт управления заправкой жидким водородом первого отечественного космического корабля «Буран». Более 100 полотен насчитывает коллекция живописи. Среди них – произведения крупнейших советских мастеров соцреализма середины XX века.

Отдельного внимания заслуживает сохранение и развитие музея бронетанковой техники, который очень популярен среди жителей и гостей города, в том числе и иностранных. Ранее он принадлежал цеху 130, насчитывал восемь единиц техники и был закрыт для широкой аудитории. В 1997 году здание нынешнего музея БТТ отдали торговому отделу, и его руководителю не особо нравилось соседство с боевыми машинами. Он просил убрать танки и освободить площади под торговые склады. Тогда музейщики на конференции по выполнению мероприятий коллективного договора вынесли вопрос о сохранении и развитии музея бронетанковой техники и передаче его музею истории Уралвагонзавода. Вопрос получил положительный ответ. И уже к Дню города 1997 года – ровно 20 лет назад – музей БТТ Уралвагонзавода принимал своих первых посетителей. Все в здании делалось своими силами: помогали цехи 130, 150, 950, отдел 840 и многие другие. Но денег у завода на покупку музейного оборудования не было. В сложные 1990-е годы на многих предприятиях закрывались музеи, исчезали ценнейшие коллекции и отдельные уникальные экспонаты. А на нашем заводе, несмотря на кризис, строили музейный комплекс и сохранили коллекцию бронетанковой техники, которая сейчас уже составляет 14 единиц. Годом позже, в 1998 году, был окончательно оборудован и музей истории. Подразделения завода – цехи 780, 810, 950, отделы 75, 92, 800 и другие в будущем экспозиционном зале возвели сегментом второй этаж в уже построенном здании. Наши инженеры при подъеме колонн, балок и перекрытий второго этажа проявили невероятную конструкторскую смекалку.

Тогда руководители предприятия приняли решение выделить один экскаватор, средства от продажи которого должны были пойти на развитие музея истории УВЗ. Как музейщикам продать дорожно-строительную технику? Посодействовало управление материально-технического снабжения. В то время заместитель начальника управления Иван Николаевич Смирнов нашел молодого предпринимателя Олега Кацмана, который помог продать технику и внести деньги на приобретение и монтаж оборудования.

В настоящее время Выставочный комплекс Уралвагонзавода посещают около 26 тыс. людей в год, а вместе с выездными выставками эта цифра возрастает до 36 тыс. человек.

Любимое место – Вагонка

– Я люблю Нижний Тагил за индустриальную мощь, особенно Вагонку, – отмечает Алла Владимировна. – А какие здесь живут люди! Особенные, крепкие духом и с трепетностью относящиеся к своему делу и заводу. Мне нравятся заводской Дворец культуры, наши парки, скверы и улицы. Несколько лет назад наш музей посетили школьники из другого города, и сопровождающая их учительница, сгоряча бросила гневную фразу: «Что же это за город-то такой! Почему здесь все так плохо!» И нам стало обидно за нашу малую родину. Тогда и было принято решение о создании книги «Прогулки по Вагонке».

Это издание стало настолько популярным, что неоднократно переиздавалось. Заводчане зачитывались этой книгой, рассказывали о ней своим детям и близким. А чуть позже «Прогулки по Вагонке» стали основой для съемок ряда короткометражных видеофильмов. В общей сложности Алла Пислегина стала автором и соавтором 16 печатных изданий не только об Уралвагонзаводе и городе, но и таких как «Урал. XX век», где опубликована ее статья о создании легендарной картины «Седой Урал кует Победу».

– В последнее время город преобразился, – заканчивает беседу Алла Владимировна. – Нижний Тагил стал более уютным для жизни горожан. Появились новые ухоженные скверы, парки, бульвары, изменилась набережная, реставрируются учреждения культуры. Это все делает жизнь тагильчан интереснее и счастливее. Я уверена, город и Вагонка будут развиваться, потому что будет развиваться Уралвагонзавод. Он является одним из ключевых предприятий России – важным производителем техники стратегического назначения. Знак отличия «За заслуги перед городом Нижний Тагил» – это общая награда для каждого из нас.

  Екатерина Евлашина