Машиностроитель

Выпуск №5 | 10.02.2017
10.02.2017
Версия для печати

Владимир Рощупкин: «Уралвагонзавод готов к рывку»

2016 год для Уралвагонзавода стал одним из самых успешных. Было изготовлено товарной продукции на сумму более 101 млрд рублей, что на 23,7% больше, чем в предыдущем. О том, что ожидает градообразующее предприятие Нижнего Тагила в 2017 году, рассказал исполнительный директор Уралвагонзавода Владимир Рощупкин.

– Владимир Николаевич, по итогам 2016 года Уралвагонзавод показал хорошие производственные результаты. Будет ли нынешний год таким же?

– Уверен, что да. Заказы есть. Производство и реализация подвижного состава запланированы на уровне 2016 года – более 14 000 единиц. Из них подавляющее число – это полувагоны. Также будем делать цистерны и зерновозы. На первый квартал планы даже с перегрузкой.

– Очень большой объем производства?

– К сожалению, от наших планов отстают некоторые комплектаторы. Мы готовы запустить заводские подразделения – вагонников и металлургов – на полную. А поставщики из Челябинской, Свердловской и Московской областей – производители подшипников, пружин и другой номенклатуры – не успевают. Притом, что УВЗ сделал полную предоплату по своим заказам.

– Сколько они будут раскачиваться?

– Думаю, что месяца через три эта ситуация полностью стабилизируется. Все задачи выполним. У Уралвагонзавода большой потенциал. Мы готовы к рывку.

– А что на танковом производстве?

– Здесь все в порядке. Есть гособоронзаказ. Есть заказчик по компонентному ремонту. Будем делать машины и на экспорт.

– Однако несмотря на заявленные серьезные производственные планы, на Уралвагонзаводе идет оптимизация численности персонала.

– Процесс оптимизации касается всех предприятий интегрированной структуры УВЗ, а не только Уралвагонзавода. Эта мера прописана в стратегии развития корпорации до 2025 года как способ повышения экономической эффективности заводов.

– С чем это связано?

– Каждый сотрудник работает на успех своего предприятия. Успех – это развитие, это новые технологии и высокие зарплаты, это социальные проекты. Уралвагонзавод – не исключение. Мы находимся в жесткой конкурентной среде. При этом несем огромную социальную нагрузку. Все вложения в соцсферу – а только в прошлом году они составили, вдумайтесь, более 1,5 млрд рублей – ложатся на себестоимость продукции.

Кроме того, мы проанализировали ситуацию и поняли, что на Уралвагонзаводе произошел перекос в сторону увеличения числа руководителей, специалистов и служащих (РСС), уменьшения рабочих. В 2012 году, когда у нас были рекордные объемы производства, шел активный набор персонала разных категорий. В годы стагнации многие высококвалифицированные специалисты из числа рабочих ушли, а РСС остались. Но ведь это неверно, когда один с сошкой, а семеро с ложкой.

Снижение затрат и приведение численности персонала к оптимальному значению – это жизненная необходимость. При этом мы даем возможность людям поменять профессию или повысить квалификацию и остаться на заводе. В центре подготовки персонала предприятия действует ряд программ в этом направлении. 

– То есть уралвагонзаводцам, чтобы сохранить рабочее место, нужно задуматься о своей квалификации?

– Конечно. Уралвагонзавод меняется технологически. Только в 2016 году в модернизацию производства было вложено более двух миллиардов рублей. Работа в этом направлении продолжается. Сейчас идет замена устаревших систем, внедрение средств автоматизации и механизации на главном вагоносборочном конвейере. В механосборку тоже приходит большой объем оборудования – сборочные стенды и установки, средства испытания для спецтехники. Реализуется ряд проектов по созданию новых участков по производству перспективной продукции, например, зерновозов. Согласитесь, что внедрение современных технологий требует грамотных специалистов. И прежде всего рабочих. Их, кстати, и не хватает на производстве.

– В каких подразделениях?

– Во многих. Учитывая, что сейчас на первый план вышла гибкость производства, требуется особый персонал. Рабочий сегодняшнего дня – это не кувалда и носилки. Это универсальный специалист – мобильный, способный в короткое время перестроиться под новую задачу, готовый постоянно учиться новому. Например, оператор станков с программным управлением должен уметь и написать программу, и отработать по ней на станке. Быть, по сути, и технологом, и станочником одновременно. Это касается всех направлений – и гражданского, и специального. Если мы решим эту сложнейшую кадровую проблему, Уралвагонзавод легко выдержит любую конкурентную борьбу на рынке машиностроения.

Юлия Неустроева