18.12.2021
Версия для печати

На Уралвагонзаводе отметили 80-летие тагильского танкостроения

18 декабря исполнилось 80 лет тагильскому танкостроению. В этот день в 1941 году на Уральском танковом заводе №183 (сегодня – Уралвагонзавод, в составе Концерна УВЗ входит в Госкорпорацию Ростех) был собран первый танк Т-34, а уже к концу года эшелон из 25 «тридцатьчетвёрок» ушел на фронт. С того момента по сегодняшний день тагильское предприятие выпустило более 100 000 боевых машин, которые стоят на вооружении 77 стран мира. И это абсолютный рекорд в мировом танкостроении.

В честь этой даты, а также 85-летия УВЗ и 80-летия Уральского конструкторского бюро транспортного машиностроения (в составе Концерна УВЗ входит в Госкорпорацию Ростех), три танка продемонстрировали представителям СМИ свои высокие ходовые и боевые качества на испытательном полигоне. В рамках пресс-тура на трассу вышли Т-34-85, Т-90М «Прорыв» и Т-14 на платформе «Армата». Танки динамично разгонялись, дрифтовали на площадке, проехали с файерами цветов российского флага. Т-90М продемонстрировал стрельбу из пушки, а Т-14 с легкостью преодолел горку высотой порядка 6 метров и углом подъема 30°.

Эти три танка представляют разные эпохи и поколения не только тагильского, но и мирового танкостроения, отражают эволюцию конструкторской мысли и ярко демонстрируют главные качества, присущие машинам УКБТМ и УВЗ. Их всегда отличали надежность, простота конструкции, высокая ремонтопригодность и практически неисчерпаемый модернизационный потенциал. Так, именно конструктивная простота танка Т-34, символа Великой Победы, позволила к концу мая 1945 года выпустить 25 914 «тридцатьчетверок» - больше, чем на всех заводах Германии вместе взятых. А о его ремонтопригодности ходили легенды. Случалось, что за 20-30 суток наступления Т-34 два-три раза возвращался в строй!

Танки Т-34 до сих стоят на вооружении некоторых стран! А «тридцатьчетверка», которая приняла участие в мероприятии, сошла с конвейера завода в 1945 году. Несмотря на почтенный возраст, она до сих пор принимает участие в городских парадах Победы и исторических реконструкциях. На полигоне Т-34-85 наравне с младшими собратьями демонстрировал свои ходовые качества.

Связь поколений и возможности модернизации представил Т-90М «Прорыв» - самый современный в семействе «девяностых». Его предшественник – Т-90 - это еще один танк Уралвагонзавода, прославившийся своей высочайшей надежностью. Экспортный вариант «девяностого» является самым успешным в коммерческом плане танком XXI века. И недаром: он с успехом преодолел сложнейшие испытания в различных климатических зонах сразу трех иностранных государств – Саудовской Аравии, Малайзии и Индии.

Модернизация «девяностого» оказалась настолько многоуровневой, что Т-90М «Прорыв» по праву можно считать новой боевой машиной. На нем полностью заменена башня, модернизированы силовая и трансмиссионная установки, ходовая часть, повышен уровень бронестойкости.

«Прорыв» - мощная и очень удобная машина. Управление легкое. Это как велосипед: один раз научился – и больше не забудешь! Т-90М - танк для современной армии!», – говорит Максим Горбунов, контролёр-испытатель боевых и специальных машин Уралвагонзавода.

Будущее мирового танкостроения – это Т-14 на платформе «Армата». Аналогов этому танку в мире нет.

«Т-14 – это следующее поколение бронетехники с абсолютно новой концепцией. Экипаж находится в бронекапсуле ниже уровня башни, что обеспечивает его высокую защищенность. Т-14 значительно превосходит танки всех стран по боевой мощи», - подчеркивает Сергей Киселёв, начальник группы 47-го военного представительства МО РФ, аккредитованного на Уралвагонзаводе.

На сегодняшний день Уралвагонзавод выполняет контракты на поставку танков разных поколений и возможностей.

«По утверждению индийских военных танк Т-90 является вторым оружием сдерживания после ядерного. Это один из примеров того, что танки действительно нужны и еще долгое время останутся востребованными. Сегодня Уралвагонзавод выполняет контракты по поставке танков Т-72Б3М, Т-90М, по постановке на производство Т-14. Это машины разного класса, разных боевых возможностей, но все они востребованы Российской армией, и мы видим, что и иностранные заказчики ведут выбор между тремя этими танками», - отметил Илья Макеев, заместитель главного конструктора АО «УКБТМ».

Несмотря на результаты, Уралвагонзавод не собирается останавливаться на достигнутом.

«На протяжении 80 лет УКБТМ и УВЗ с честью выполняют задания Министерства обороны РФ по созданию машин различного назначения. А за последнее десятилетие сделан значительный рывок в развитии тагильского танкостроения, наивысшим достижением которого стало создание универсальной тяжелой платформы «Армата» и машин на ее базе – Т-14, БМП Т-15, Т-16. И это не окончание работ: планируется, что семейство машин будет гораздо больше. Вместе с тем, наше КБ осваивает новые компетенции, в частности – робототехнику», - рассказывает Дмитрий Колмаков, инженер-конструктор АО «УКБТМ».

 

Справочно:

Осенью 1941 года на площадке УВЗ, куда было эвакуировано 12 предприятий, создан Уральский танковый завод №183 имени Коминтерна. В кратчайшие сроки производство было перестроено на выпуск военной продукции. 18 декабря 1941 года был собран первый танк Т-34. Каждый второй танк Т-34 в СССР в годы войны сошел с конвейера Уральского танкового завода.

С танка Т-34 фактически началась отечественная оригинальная конструкторская школа танкостроения, которая развилась и окрепла в стенах Уралвагонзавода. Послевоенные танки - Т54, 55, Т-62 сохраняли боевые традиции «тридцатьчетверки».

В 1973 году принимается на вооружение танк Т-72, который выпускается УВЗ на протяжении последующих девятнадцати лет в различных модификациях и является самым массовым танком конца ХХ века. Танк Т-72 и его модификации состоят на вооружении около 30 государств. На базе шасси танка Т-72 конструкторским бюро разработаны военные гусеничные машины технического и инженерного обеспечения – бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-1, инженерные машины разграждения ИМР-2МА, ИМР-3, ИМР-3М, бронированная машина разминирования БМР-3.

В 1992 году принят на вооружение танк Т-90, в конструкции которого реализованы все лучшие технические решения. В 2012 году Приказом Министра обороны РФ № 3232 принят на вооружение танк Т-72Б3, а в 2018-м - танк Т-72Б3М. Также в 2018 году принята на вооружение российской армии боевая машина поддержки танков БМПТ, не имеющая сегодня аналогов ни в одной армии мира. Мощное вооружение и защита в сочетании с высокими динамическими характеристиками делают ее универсальным средством, способным одинаково эффективно действовать, как при проведении общевойскового боя или контртеррористической операции, так и в ходе выполнения миротворческой миссии.

В 2020 году успешно завершены государственные испытания и утверждена для серийного производства документация танка Т-90М.

АО «НПК «Уралвагонзавод» (Нижний Тагил) — входит в Концерн «Уралвагонзавод». Является одним из крупнейших машиностроительных комплексов современной России, производителем всемирно известной бронетанковой техники и признанным лидером в производстве грузового подвижного состава на «пространстве 1520». С конвейера УВЗ сошло более 100 000 боевых машин и 1 000 000 единиц железнодорожной техники, в том числе около 50 000 единиц инновационного подвижного состава.

АО «Концерн «Уралвагонзавод» (АО «Концерн «Уралвагонзавод») — один из мировых лидеров в сегменте бронетехники и артиллерии, единственный разработчик и производитель бронетанкового вооружения и техники (БТВТ) в России, лидер на российском рынке железнодорожной техники. В периметр Концерна входит более 40 предприятий, конструкторских бюро, научно-исследовательских институтов в России и за ее пределами. Это известные в России и мире разработчики и производители подвижного состава, коммунальной и дорожно-строительной техники, танков и другой техники.

Госкорпорация Ростех – одна из крупнейших промышленных компаний России. Объединяет более 800 научных и производственных организаций в 60 регионах страны. Ключевые направления деятельности – авиастроение, радиоэлектроника, медицинские технологиии, инновационные материалы и др. В портфель корпорации входят такие известные бренды, как АВТОВАЗ, КАМАЗ, Концерн Калашников, «Вертолеты России», ОДК, Уралвагонзавод, «Швабе» и др. Ростех активно участвует в реализации всех 12 национальных проектов. Компания является ключевым поставщиком технологий «Умного города», занимается цифровизацией государственного управления, промышленности, социальных отраслей, разрабатывает планы развития технологий беспроводной связи 5G, промышленного интернета вещей, больших данных и блокчейн-систем. Ростех выступает партнером ведущих мировых производителей, таких как Boeing, Airbus, Daimler, Pirelli, Renault и др. Продукция корпорации поставляется более чем в 100 стран мира. Почти треть выручки компании обеспечивает экспорт высокотехнологичной продукции.